
ВОТ, НАПРИМЕР, недавно «Правда» возмущённо поведала читателям об «открытии» российского историка Бориса Хавкина. Судя по его размышлениям на радио «Эхо Москвы», фашисты в 1945-м вели войну справедливую, поскольку обороняли свою страну от нашествия бесчинствующей Красной Армии.
Взгляды нашего профессора разделяют европейские единомышленники. Так, в сентябре 2019 года Польша не сочла нужным пригласить российских представителей на мероприятия в связи с 80-летием начала Второй мировой войны. А в российском посольстве в Софии той же осенью открылась выставка к 75-летию освобождения европейских стран от фашизма. По поводу выставки болгарский МИД заявил: освобождение Восточной и Центральной Европы советскими войсками — факт сомнительный, ведь СССР принёс тоталитаризм.
Зачем всё это? Военное вторжение в ядерную Россию чревато понятными последствиями. Значит, западному миру и его приверженцам остаётся одно — вести войну информационную. Ведь деморализуя народ, легче навязать ему свои условия. Вот и бьют по важнейшей духовной скрепе русских, по звёздному часу нашей истории — Победе в 1945-м. Сочиняют небылицы о Красной Армии, якобы мстившей немецкому населению и покорявшей Европу, призывают Россию покаяться и возместить ущерб. Словом, из исторической памяти вытесняется тот главный факт, что СССР спас мир от фашизма. Причём спас ценой собственных колоссальных потерь!
НЕДАВНО я читала интересную книгу «Великая Отечественная — известная и неизвестная: историческая память и современность» (Москва, 2015). Это сборник материалов международной научной конференции, которая прошла под эгидой Российского и Китайского исторических обществ в преддверии прошлого юбилея Победы. Сколько там поднято тем по истории войны и её фальсификации! Поражают красноречивые цифры: около 7 миллионов советских воинов сражались в ту войну за пределами Родины, на территории одной только Германии пали 102 тысячи красноармейцев, а по всей Европе их погибло более миллиона.
Потом советская сторона помогала восстанавливать хозяйство. Вспомним хотя бы ситуацию в поверженном Берлине. Разве советские победители махнули рукой на обездоленных горожан или тем более — добивали их? Вовсе нет! Первый советский комендант Берлина ещё до объявления капитуляции Германии начал жителей кормить из армейских запасов, вплоть до бесплатной раздачи молока детям, организовал восстановление городских коммуникаций и транспорта. Ведь разрушенный город стоял на пороге эпидемий. И боевой генерал возглавил решение неотложных хозяйственных проблем. Берлинцы были потрясены. Как же так? Где же месть русских варваров?
О генерал-полковнике Николае Эрастовиче Берзарине, первом коменданте Берлина, в 2018 году прекрасно рассказала «Правда» в материале «Жива память о боевом генерале». Публикация напомнила мне об удивительных встречах в Ленинграде с ветераном, воевавшим под началом Берзарина. Моим собеседником был Василий Иванович Левашов, член штаба подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Ставший пулемётчиком, комсоргом Кишинёвского полка, Левашов воевал в 1944—1945 годах в составе 5-й Ударной армии 1-го Белорусского фронта, а в ту пору армией как раз командовал Берзарин.
По окончании офицерских курсов летом 1944 года Василий вместе с однополчанами получал из рук командарма первые в жизни офицерские погоны. Левашов уже знал о гибели родного брата и двух братьев двоюродных, пережил трагедию «Молодой гвардии». Горькие личные потери были у многих бойцов. Вдобавок они видели сожжённые советские города и сёла, трупы зверски убитых мирных граждан и наших военнопленных. Казалось, всё взывало: давай, ответь вражьему народу тем же! И вот 27 января 1945 года 5-я Ударная вышла к границе Германии.
Через полвека в книге «Найди себя в строю флотском» Василий Левашов напишет: «У места пересечения границы появился щит с надписью: «Вот оно, логово фашистского зверя!» Пересекали мы невидимую черту со сложными чувствами. У каждого была своя боль. Как нам относиться к населению фашистской Германии? Нам зачитывали приказ Верховного Главнокомандующего, строго запрещающий бесчинства в отношении местного населения. Но мы и без приказа не собирались мстить старикам, женщинам и детям». Кстати, 5-я Ударная их встретила не сразу. Напуганные нацистскими мифами о расправе, они старались уходить от наступавшей Красной Армии.
А вот что вспоминает журналист, ветеран той же армии Василий Ефимович Скоробогатов в книге «Берзарин»: «К нам пришли пополнения из далёкого тыла. «С каким наказом проводили тебя на фронт?» — спросил парторг семнадцатилетнего паренька. Тот ответил: «Мне мама, вытирая слёзы, сказала, что я буду вооружён и не должен обижать немецких мирных граждан». На солдатские души благотворно действовала всепрощающая сила материнских сердец. Наши воины вошли в Берлин нормальными людьми».
ПОСЛЕ ПРИКАЗА И.В. Сталина о гуманном отношении к населению подобные приказы отдали командующие фронтами. Стихийные случаи преступного мародёрства и насилия, конечно, бывали. Но советским правосудием это беспощадно каралось, что подтверждает эпизод из той же книги Скоробогатова. Автор рассказывает, как из его подразделения вдруг пропал политработник Дуков. Пошли слухи, что офицер уличён в преступлении. Цитирую: «Юбочную версию подтвердил заместитель командира полка по политчасти. И заключил: «Дуков вляпался». «Погоны сорвали?» — спросил я. «Хуже», — ответил майор и пальцем коснулся виска. Я понял так: подозреваемым в насилиях занялись сотрудники Смерш. И у Дукова другого выхода не нашлось. Тогда при различных ЧП сигнал мог дойти до прокуратуры, до Смерш. Случай с Дуковым показал, что только одно разбирательство может оказаться роковым». Вот какой была политика властей в этом плане!
Чем отличилась на дорогах войны 5-я Ударная армия? Она считалась образцовой по боеспособности, но главное — первой вышла к реке Одер, за что командарм Николай Берзарин удостоился звания Героя Советского Союза. И, более того, она первой среди войск 1-го Белорусского фронта ворвалась в Берлин и штурмовала рейхсканцелярию. Интереснейшие факты об отношениях с местным населением в дни боёв за Берлин приводит в мемуарах «Весна Победы» генерал Фёдор Ефимович Боков. Например, он высоко оценивает помощь местных антифашистов Красной Армии. Пришло их время — коммунистов-тельмановцев, левых социал-демократов! Они не отсиживались в подвалах, а вели через советские радиоустановки передачи в адрес немецких военных или горожан. Призывали помочь Красной Армии свергнуть фашистский режим. А на крупной электростанции Клингенберга, пригорода Берлина, группа Сопротивления предотвратила взрыв, подготовленный фашистами. Боков в книге пишет: «Рабочие остались на своих местах, охотно согласились произвести ремонт и обеспечить эксплуатацию энергоузла. По указанию начальника штаба дивизии их накормили из солдатского котла и дали каждому пакет с продуктами. Эти крупинки новых взаимоотношений советских людей с немцами в Восточной Германии дали добрые всходы и богатые плоды в послевоенное время».
В мемуарах встречается множество удивительных свидетельств того, как советская администрация начала налаживать в Берлине мирную жизнь. Трогает душу вот такое лирическое откровение полковника Владимира Алексеевича Жилкина из 248-й стрелковой дивизии: «Стоял грузовик, и двое наших солдат выдавали немцам хлеб и консервы. Под напором голодной толпы солдаты растерялись. Подбирая немецкие слова, я крикнул, призывая к порядку. Мгновенно люди вытянулись в цепочку. В сторонке, не решаясь подойти к толпе, стояла ветхая старушка с девочкой. Обращаясь ко мне, офицеру, старушка что-то залепетала. Было понятно и без перевода: от голода у неё блестели глаза, внучка делала глотательные движения. Я взял у солдат банку консервов, хлеб и отдал женщине. «Данке шён», — шептала она, а девочка протянула руку. На ладошке лежали золотые часики. Я сделал отрицательный жест рукой. Толпа стояла тихо и смотрела на меня, как на чудотворца. Снабженцы объяснили мне, что раздача продуктов ведётся по приказу советского коменданта. Многое увиденное на своём веку я позабыл, но эту сценку мне не забыть никогда».
ОДНАЖДЫ, проходя по Новодевичьему кладбищу в Москве, я вдруг увидела могилу Николая Берзарина. Легендарному коменданту исполнился всего 41 год, когда 16 июня 1945 года в Берлине его жизнь трагически оборвалась в нелепой автокатастрофе. Тысячи благодарных берлинцев пришли попрощаться с ним! Уже после этого тело генерала доставили самолётом в Москву.
В наши дни, вопреки европейскому глумлению над советским прошлым и правдой истории, Берзарин посмертно остаётся почётным гражданином Берлина. Увы, теперь подобное здравомыслие — редкость для Европы. Она ведёт яростную борьбу за переоценку всего связанного с Великой Победой. Когда я готовила этот материал, вспомнились строки из песни: «Но помнит мир спасённый, /мир вечный, мир живой, /Серёжку с Малой Бронной /и Витьку с Моховой…». Похоже, «просвещённая Европа» уже не хочет помнить, кто её спасал?
Наталья БУХВАЛ, библиограф областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина. г. Псков
https://rus-lad.ru/news/pomnit-li-mir-spasyennyy/