Русский Лад (forum_ruslad) wrote,
Русский Лад
forum_ruslad

Categories:

Вадим Кожевников: «Нет безгеройного времени»

У Вадима Михайловича Кожевникова была счастливая журналистская и писательская судьба. Он рано начал писать, почувствовав непреодолимое стремление к творчеству. Прошёл все ступени профессионального роста. Работал в редакции газеты «Правда» и 35 лет возглавлял журнал «Знамя». Его произведения пользовались успехом у читателей и выходили огромными, особенно по нынешним меркам, тиражами. Лучшие из них были экранизированы. Что ж, наверное, повезло.



Повезло, но при жизни самого мастера. После его ухода в вечность пройдёт совсем немного времени и имя его окажется в числе тех, о ком злопыхатели будут говорить только в негативном свете или вообще предадут забвению. Однако нам забывать этого видного представителя советской литературы нельзя, и 110-летняя годовщина со дня его рождения представляет возможность вновь соприкоснуться с ним и с оставленным им литературным наследием.

«ДОЛГ КАЖДОГО ПИСАТЕЛЯ — в любом жанре откликаться на злободневные вопросы современности», — писал Вадим Кожевников в 1959 году в статье «Наше время — время подвигов». Этому профессиональному писательскому и сугубо гражданскому подходу мастер следовал на протяжении всего своего многолетнего творческого пути. Писать о социалистической современности, о её героях, о их героическом и созидательном труде у него получалось не просто талантливо, красочно, страстно, живым, чистым и ясным русским языком, но и как-то по-особому достоверно, доверительно, искренне, без неестественных приукрашиваний, чрезмерной пафосности, логических нестыковок.

Прозе В. Кожевникова была свойственна также и предельная публицистичность, подчёркивавшая правдивость, реалистичность его сюжетных ходов и линий, а вместе с тем и их неотрывность от личного жизненного опыта писателя, достаточно повидавшего и пережившего на своём веку. При этом В. Кожевников саму современность понимал не узко ограниченно в пределах того времени, в котором сам жил и трудился, а шире, с процесса зарождения и первых шагов революционного движения в России, о котором он, кстати, на примере Томской губернии 1917—1919 годов прекрасно расскажет в одном из лучших своих романов «Заре навстречу».

Ключевая особенность В.М. Кожевникова как писателя-реалиста заключалась в том, что он стремился выдвинуть на первый план главную фигуру исторического процесса — человека активного социального действия: передового рабочего, инженера, крупного производственного руководителя. Это были люди с непростой судьбой, прошедшие суровые испытания, победившие фашизм, не растеряв лучших человеческих качеств, которые они в условиях мирного созидательного труда, как прежде, направляли на преодоление новых рубежей социалистического строительства.

Как справедливо отмечали советские критики, творчество Вадима Кожевникова было пронизано темой героизма — трудового и ратного. О проявлениях героизма, о возможности свершения подвига как в бою, так и в труде, о героях-современниках, людях новой созидательной эпохи — строителях коммунистического общества, в неизбежность построения которого Вадим Михайлович свято верил, он выразительно поведал читателям в таких лучших и широко известных произведениях, как «Заре навстречу», «Щит и меч», «Знакомьтесь, Балуев!», «Всю неделю дождь», «День летящий», «Пётр Рябинкин», «Особое подразделение», «В дальнем плавании», «Белая ночь», «Полюшко-поле», «В полдень на солнечной стороне», «Пустыня», «Поле жизни», «Корни и крона».

Эти романы и повести можно разделить на «военную прозу» и прозу «производственную». Хотя в творчестве В. Кожевникова такое разделение не всегда оправданно, так как в ряде произведений военные годы переплетаются с послевоенными. Герои писателя вновь и вновь обращаются к памяти о войне, пытаясь посредством опыта, приобретённого в военное лихолетье, решать проблемы в жизни мирной и созидательной. И эта грань соприкосновения мира и войны у писателя только более насыщает его главную тематику, раскрывающую природу героизма советских людей.

«Важнейшая обязанность художника нашей эпохи, — писал Кожевников в одной из своих статей, — состоит в том, чтобы воссоздать образы наших героических современников, людей, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, любовно взращённых партией Ленина. Встречаясь с живыми героями своих уже состоявшихся и будущих книг, я ищу в них прежде всего черты характера ленинцев. У нас много прекрасных людей, о которых хочется сказать словами поэта: «Солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!».

В этих словах, как верно подметил один из авторитетнейших исследователей творчества В.М. Кожевникова, критик и писатель Б.А. Леонов, «просматривается совершенно чёткая система его взглядов на мир, на человека, на литературу, которая обретает контуры его мировоззрения». И взгляды у Кожевникова были чёткими, ярко выраженными, последовательными, так как он был сыном своего времени, времени великих свершений, грандиозных строек, массового героизма, всеобъемлющего труда, подлинной культуры и нравственного подъёма личности.

Сам же труд, выступающий в роли главной скрепы, ключевого механизма в жизнедеятельности советского общества, Вадим Михайлович ставил превыше всего. «Труд, — говорил он, — самое священное у человека. Ибо в труде он выражает себя полностью. И в красоте, и в долговечности труда люди наиболее полно познают свою красоту и свою долговечность».

Непридуманные, взятые из жизни герои Вадима Кожевникова, ставшие собирательными образами целого поколения, такие как мастер-экскаваторщик Степан Буков, изобретатель Борис Скворцов, дорожный строитель Сидор Цыплаков, рабочий Пётр Рябинкин, начальник строительства магистрального газопровода Павел Балуев, директор мебельной фабрики Григорий Петухов и другие, действительно были характерным и, что самое главное, массовым явлением своего времени. И художник совсем не покривил душой, когда писал о них, об их трудовой судьбе, их взаимоотношениях в коллективе, их духовном, нравственном, гражданском взрослении и становлении.

Обращаясь к произведениям Вадима Кожевникова, подлинного мастера реалистичной прозы, не перестаёшь удивляться его прекрасному, что называется, во всех подробностях, знанию предмета, будь то военное время, со всем его драматизмом и напряжением человеческих сил и возможностей, а также необычайным героизмом и закономерным стремлением советского человека к победе, или мирное, но полное естественных производственных проблем и вытекающих из них конфликтов.

Писательский диапазон Кожевникова был действительно необычайно широк. Но широта эта к нему пришла не сразу, и к написанию объёмных литературных произведений он пришёл не в одночасье. Как и многие его собратья по перу, начинал с малых форм. В начале 1930-х он пишет свои первые рассказы, вошедшие затем в первую книгу писателя — «Ночной разговор», вышедшую в 1939 году. Известность же к нему пришла после того, как в журнале «Красная новь» в 1936 году был опубликован один из лучших его рассказов «Сорок труб мастера Чибирёва».

К написанию первых художественных произведений Вадим Кожевников приступил, имея за плечами опыт журналистской работы. Ему было чуть за двадцать, когда он, будучи корреспондентом журналов «Красная новь», «Наши достижения», «Рост», «Смена», «Огонёк», газеты «Комсомольская правда», колесил по городам и весям страны, участвуя в грандиозном трудовом порыве первых пятилеток. Эти же печатные издания впервые познакомят советского читателя с очерками, репортажами, зарисовками, небольшими рассказами будущего крупного советского писателя.

С журналистикой не порвёт Кожевников и в зрелые годы. До конца жизни он будет выступать в центральной периодической печати со своими статьями, очерками, рассказами. В них он делится впечатлениями о новостройках, героических трудовых буднях, об увиденном и пережитом на просторах страны, будь то Крайний Север или республики Средней Азии, о заграничных командировках.

Особые отношения у Вадима Михайловича сложатся с главной газетой страны. В годы Великой Отечественной войны он будет в числе её военных корреспондентов. С удостоверением «Правды» и блокнотом он побывает на главных фронтах и будет свидетелем многих известных военных наступательных операций Красной Армии. Об увиденном он и расскажет на страницах газеты. Эти его публикации вызывали доброжелательные отзывы читателей. После окончания войны В.М. Кожевников работал в редакции заведующим отделом литературы и был членом редакционной коллегии «Правды».

По существу, с самого начала своего творческого пути Вадим Михайлович старался идти в ногу со временем. Он вникал во все новшества молодого социалистического государства, его всё волновало, он отдавался весь, без остатка, участию в строительстве его мощи и будущего величия. Он, со всей присущей молодости пылкостью, страстностью, азартностью, жил со страной единой жизнью. И в этом не было какого-то меркантильного интереса или умысла. Да и откуда им было взяться, если духовное родство Вадима Кожевникова и Советской России зародилось уже в самом факте его появления на свет?

А родился Вадим Михайлович в селе Тогур Кетской волости Нарымского края Томской губернии в семье ссыльных за революционную деятельность и поженившихся в 1908 году, находясь уже в ссылке, социал-демократов Михаила Петровича и Надежды Георгиевны Кожевниковых, бывших активными участниками общественной жизни среди вынужденных политических поселенцев Нарымской колонии. Поэтому и воспитывался он в соответствующей среде, и детство его напрямую было связано с революцией.

О том, что он вынес из детства, проведённого в суровом сибирском крае, Кожевников расскажет в автобиографическом романе «Заре навстречу», где в образе маленького Тимы из семьи революционеров Сапожковых будет угадываться сам Вадим Михайлович. Воспоминаниям о сибирском периоде жизни будет посвящён ряд очерков и рассказов писателя. С самой же малой родиной В. Кожевников будет поддерживать связь и в зрелые годы. Тёплые отношения сложатся у него и с Нарымским музеем политических ссыльных большевиков, в архивах которого сохранились поздравительные открытки писателя и подаренное в 1972 году Собрание сочинений писателя в шести томах с его дарственной надписью.

Формированию мировоззрения и последовательной политической позиции будущего писателя будет способствовать и то, что молодость В. Кожевникова будет проходить в Москве, куда его семья переедет в середине 20-х годов прошлого века. В столице он окунётся в кипучую действительность и сможет получить профессиональные журналистские знания, обучаясь в Московском редакционно-издательском институте. Москва же познакомит его и с редакциями журналов и газет, благодаря корреспондентским путёвкам которых он и определится со своим жизненным призванием.

С конца 1930-х годов литературный труд для В. Кожевникова станет основным жизненным занятием. Но лучшие свои произведения, которые и составят основу его писательского наследия, он создаст гораздо позже, в 1960—1980-е годы. В эти десятилетия, которым предшествовало написание в 1956—1957 годах романа «Заре навстречу», писатель, несмотря на свою занятость большой общественно-политической деятельностью в качестве главного редактора органа Союза писателей СССР, литературно-художественного журнала «Знамя» — его Кожевников возглавлял тридцать пять лет, с 1949-го и до кончины в октябре 1984 года, — а также одного из руководителей (секретаря правления) союзов писателей РСФСР и СССР, депутата Верховного Совета СССР пяти созывов, члена ВЦСПС, заместителя председателя Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР, писал много и плодотворно. Каждая новая книга В. Кожевникова становилась событием в литературной жизни страны.

Всесоюзной известности В. Кожевникова, как мастера художественной прозы, способствовала и прекрасная экранизация его повести «Знакомьтесь, Балуев!» и романа «Щит и меч». И если вышедший на экраны в 1963 году фильм режиссёра В. Комиссаржевского «Знакомьтесь, Балуев!», где роль Петра Балуева сыграл прекрасный актёр Иван Переверзев, в наши дни практически забыт, то четырёхсерийный фильм выдающегося киноактёра и режиссёра Владимира Басова, бывшего вместе с В. Кожевниковым и автором сценария, «Щит и меч» по-прежнему любим зрителем. Тогда же, в 1968 году, все четыре серии — «Без права быть собой», «Приказано выжить…», «Обжалованию не подлежит», «Последний рубеж», — рассказывающие о подвигах советских разведчиков в годы войны, были в лидерах всесоюзного кинопроката. А главный герой, советский разведчик Иоганн Вайс, или Александр Белов, которого прекрасно сыграл Станислав Любшин, стал одним из самых любимых киногероев советского массового зрителя.

Всю свою сознательную жизнь Вадим Михайлович был на переднем крае. Он чутко и взволнованно воспринимал всё происходящее в стране. Его всё волновало, и на многие важнейшие события он пытался откликаться печатным словом. При этом его позиция была всегда исключительно партийной. Да и вообще, он был предельно убеждённым коммунистом. Сын революционеров, общественник, литератор, журналист, в ряды ВКП(б) он вступил в огненном 1943 году, человеком сформировавшимся и вполне зрелым. Долгие годы был знаком со многими руководителями партии и государства. Авторитет его как писателя, главного редактора одного из крупнейших литературных журналов, представителя высшего руководящего звена Союза писателей СССР, многолетнего депутата Верховного Совета СССР был по-настоящему высок. С мнением В. Кожевникова считались и к нему прислушивались. Товарищи по партии избирали его делегатом XXIII, XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС.

Советское государство высоко оценило заслуги В.М. Кожевникова. Он был награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями. В сентябре 1974 года за большие заслуги в развитии советской литературы, за активную общественную деятельность и в связи с 40-летием со дня образования Союза писателей СССР ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

За полувековую жизнь в литературе Вадим Михайлович успел многое сделать. Он оставил нам большое наследие. Его очерки, рассказы, повести, пьесы, романы, статьи не потеряли своей актуальности, притягательности, художественных достоинств. Читаются его произведения легко, на одном дыхании.

А в наше время не покидает ещё и щемящее чувство глубокого сожаления о том, что те идеалы, высокие цели, принципы, святую веру в человека, в его стремление к героизму, к подвигу власть и обслуживающие её учреждения культуры, периодическая печать вкупе с либералами, антисоветчиками и русофобами пытаются поставить под сомнение. Что ж, переживём и это. И как бы они ни старались, вбрасывая фальшивки и другую чушь, настоящая, высокохудожественная советская литература, в которой заметное место принадлежит и В.М. Кожевникову, обязательно выстоит, а значит, к ней будут обращены новые пристальные взоры как современников, так и представителей будущих поколений.

В небольшой повести писателя «День летящий» есть такие слова: «Но жизнь не сказка. И всё в ней случается: и плохое, и хорошее, и тяжёлое, и даже ужасное.

И напрасно думают, что есть времена героические, а есть кроткие, безгеройные.

Нет безгеройного времени, нет и не будет, пока есть сильные, хорошие люди на земле, которые не способны жить в скорлупе собственного благополучия — просто не умеют, не приспособлены жить в такой скорлупе».

Пускай же это наставление крупного писателя, гуманиста, патриота и коммуниста Вадима Михайловича Кожевникова укрепляет нашу неиссякаемую веру в то, что сильных и хороших людей значительно больше, чем плохих и слабых, а в жизни нашей всегда, даже в условиях капиталистической ночи, опустившейся над Россией, несмотря на все преграды и сложности, всегда есть место для подвига.

Руслан СЕМЯШКИН
http://forum-ruslad.ru/index.php/9-uncategorised/3139-vadim-kozhevnikov-net-bezgerojnogo-vremeni
Tags: история, культура, литература, юбилей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 60-летие Вологодской писательской организации

    20 октября в здании Вологодской областной универсальной научной библиотеки прошел литературный вечер, посвященный 60-летию Вологодской писательской…

  • Учёные бегут из России

    Россия продолжает терять учёных-исследователей, сокращая научные кадры, вопреки анонсированным планам совершить технологический «прорыв». По итогам…

  • Гармонист Вилисов из деревни Вилисово

    Июнь 1992 года… Когда он вошел, держа в руке гармонь, в помещение областного центра народного творчества, где я тогда работал методистом, то сразу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment