Русский Лад (forum_ruslad) wrote,
Русский Лад
forum_ruslad

Categories:

А. Рожкова. Социальный идеал и политический лидер (к 800-летию Александра Невского)

Сегодня не только эксперты, но и обыватели начинают осознавать катастрофичность бытия Российского государства. Очевидно, что наша политическая элита не способна вывести страну из затянувшегося на три десятилетия кризиса. Парадоксально, но она не является лучшей частью общества, скорее наоборот. Передел власти в 90-х годах позволил криминальным элементам сраститься с коррумпированной верхушкой прежней номенклатуры. Основной интерес правящей верхушки – продажа наших природных богатств, для этого они лоббируют удобные законы, банкротят предприятия, скупают за бесценок земли.



Однако человеку свойственно стремиться к жизни более совершенной, и он либо преобразует социальную реальность, либо распознает ее существующую, приспосабливается к ней, либо распознав опускает руки, так как не видит способы ее улучшения. Желание изменить реальность порождает утопическое мышление, а оно, в свою очередь, поддерживается критическим отношением к настоящему, его неприятием. Отсюда возникает потребность в переменах, в воплощении социального идеала, а также стремление преодолеть создавшиеся противоречия в обществе.

Идеал – качественный скачок человеческого сознания в справедливое будущее. Среди множества идеалов, которыми руководствуется индивид или общество в целом, определяющая роль принадлежит социальному идеалу, ибо он задает траекторию развития данному социуму. Социальный идеал – не просто совокупность представлений о совершенном будущем, это еще и определение путей и средств его достижения, сформированных в форме национальной идеи.

Государство своей устойчивостью обязано не столько характерным для него принуждением, скрепляющим общество в единое целое, сколько наличию общей идеи, принятой если не всеми членами общества, то большинством. Такая идея кристаллизует общество, наделяет способностью противостоять как внешнему негативному воздействию, так и внутренним разрушающим идейным течениям.

Таким образом, социальный идеал определяет направление и цель движения общества, которая заключается в освобождении от несовершенства социальной реальности, возвышая истинные ценности, то, что мы утратили четверть века тому назад.

У русского народа в настоящем нет ни национальной идеи, ни национального дела, ни национального лидера. Существуют, конечно, политические партии и их лидеры, но у нас нет национального вождя. Отличие в том, что он может быть только одним, он одержим духом целого, то есть думает о развитии Родины, а не о собственном обогащении, подковерной возне в партии, к примеру.

Настоящий «национальный вождь закаляется в деловом, волевом, мужественном, национально-верном служении своей стране, своему народу». По словам Ивана Ильина, «вождь сам стоит, сам идет, потому что политически дальнозорок, знает, что делает», а не приглашает политтехнологов для составления программ и выигрышного имиджа. «Он один может начать большое дело, действуя во имя сверхличного. И вокруг его дела смыкаются лучшие люди. Они твердо знают, что русское дело может вершиться только русскими руками, не по иностранной указке, которая, в конечном итоге, исказит и загубит национальные интересы».

Вождь служит, а не делает карьеру, борется, а не фигурирует, бьет врага, а не пустословит, ведет, а не кормится с чужой руки, и всегда предпочтет личный неуспех – успеху путем предательства и обмана.

В связи с празднованием в 2021 году 800-летия со дня рождения Александра Невского, на наш взгляд, уместно провести такую историческую параллель. Александр Ярославович (Невский) – пример национального вождя, он определил цивилизационный путь развития Руси на столетия вперед, заложил основу евразийской идеи и, безусловно, сохранил государство в тяжелейших исторических условиях XIII века.

Князя Александра Невского можно рассматривать с разных сторон: как гениального полководца, как хитрого дипломата, как защитника православия, как исторический собирательный образ политика-патриота. Полагаем, уместно его называть не просто политическим лидером, а национальным вождем и даже символом возрождающейся независимой России.

Принимая власть, настоящий политический лидер возлагает на себя большую, не для всех подъемную ответственность. Ведь ответственность – не только мера требовательности к себе и окружающим, но и идейная, нравственная убежденность и понимание последствий принимаемых политических решений. Такой пример показал и Невский: став новгородским князем в 15 лет. Зная особенности формы правления в Новгородской республики, можно представить, что князю пришлось лавировать между такими субъектами новгородской политики как архиепископ Софийского Собора, народное вече, Оспода (Совет господ, самые влиятельные бояре Великого Новгорода). Князю было всего 20 лет, когда немногочисленное новгородское войско разгромило шведов на реке Неве. Всего через 2 года Александр Невский с войском освободил осажденный Псков, в этом же году произошла битва на Чудском озере (Ледовое побоище). Авторитет истинного политического лидера, таким образом, не всегда зависит от возраста, поддержки покровителей и т.п.

Национальный политический лидер, безусловно, обладает общественным признанием возможности осуществлять политическую власть. Такое признание вырастает из доверия, но только из оправданного доверия. И хоть достоверных сведений не так много, однако, можно сделать вывод, что князь был популярен в народе, ведь память о нем сохранилась в общественном сознании русских допетровской Руси, безусловно, при активной популяризации Невского Русской православной церковью.

Роль лидерства в политике очень велика. Без воли и сознания лидера невозможно принятие решений, соответственно, осознание сущности интересов народа – это основа ответственного поведения, его регулятором выступает совесть как особая форма понимания моральной ответственности за свое поведение. Когда она есть – чувство ответственности становится главным качеством. Такой политик остро чувствует ответственность не только за то, что сделал, но и за то, что мог бы сделать.

Исходя из отрывочных сведений, Каширин С.И. сформулировал семь заветов, раскрывающих сущность русско-евразийской цивилизационной идеи выдающегося русского князя. Перечислим их:

1. Уметь ладить с людьми любой национальности, но хранить верность русским традициям, своему мировоззрению;

2. Не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, а при необходимости принуждать их к миру;

3. Сберегать Святую Русь: народ, территорию, богатства души, связь поколений;

4. Крепить духовную мощь своей державы;

5. Не преклоняться перед Западом, не перенимать его веры, его хозяйствования, тяги к безумному потреблению;

6. Жить по Правде: в единстве слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке;

7. Давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества.

Эти мировоззренческие установки актуальны сегодня как никогда. Погрязнув в болоте глобализации, народы стремительно теряют свою идентичность, теряют себя и свое место в мире. Наши политики в большинстве своем ориентированы в своей разрушительной «работе» на опыт Запада, на разрушение культуры, языка, истории, духовной мощи русского народа.

Нам давно приелись обещания, добровольно идут за нечистоплотными политиками люди невдумчивые, которые либо хотят быть обманутыми, либо в силу служенной подчиненности не видящие других вариантов избиратели.

Правящая элита не просто не заинтересована, а категорически препятствует появлению настоящего политического лидера, силы, способной сплотить наше общество, также как и наши западные и восточные «партнеры».

Как это верно было сказано в начале ХХ века Ильиным И.А., что «у России в мире нет доброжелателей, наедятся можно только на себя. Россия спасется только САМОСТОЯНИЕМ, а для этого нужно быть духовно независимыми и способствовать укреплению национальных основ», будь то культура, язык или история.

Русский народ при его гостеприимстве, веротерпимости, открытости, щедрости имеет хронические недостатки: безволие и бесчестие, которые проявляются в кризисные переломные моменты истории: бунты, смутное время, гражданские войны. Безволие парализуют общество, к власти приходят люди худшие, не заинтересованные в процветании России. Это мы можем наблюдать и сейчас. Сегодня как никогда важны волевые убеждения, их нельзя позаимствовать у других, они должны сформироваться у каждого в душе.

Жизнеспособность любого общественного организма определяется его умением быстро реагировать на внешние и внутренние угрозы, для этого управлять им должны лучшие представители общества. Сейчас нами управляют популисты и демагоги, представляющие интересы олигархов. Общество – сложная самоорганизованная система. А во всякой системе есть некая упорядоченность, алгоритм построения, иначе она не была бы системой, а совокупностью не связанных друг с другом элементов.

Наши управленцы не заинтересованы в культивировании лучшего в обществе, напротив, все мерзости, грязь, извращения и пороки превозносятся и закрепляются в сознании молодого поколения. Серость, безликость, посредственность. Это противоречит самой жизни, ибо жизнь – это бесконечное разнообразие, «цветущая сложность» (Константин Леонтьев). Человека нельзя усреднять, он единственный в своем роде, но для его существования нужны и родовая привязка, и национальная культура, и родной язык. И идеал, безусловно, необходим, как необходим и национальный вождь, который сможет его конкретизировать и донести до народных масс.

Итак, его главной задачей является сознательная постановка общезначимой цели и определение способов ее достижения в реальной исторической ситуации. Вождь должен стать центром сплочения общества, носителем социального идеала, ведь именно он станет основой возрождения нашей государственности, нашей цивилизации, России.

Анна РОЖКОВА, председатель Иркутского городского отделения ВСД «Русский Лад»
https://rus-lad.ru/news/a-rozhkova-sotsialnyy-ideal-i-politicheskiy-lider-k-800-letiyu-aleksandra-nevskogo/

Tags: Александр Невский, Иркутская область, Рожкова, идеология, теория
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment