Западная цивилизация в лице Евросоюза и США нарушила цивилизационные границы Русского мира на Украине, проходящие по левобережью Днепра, разделяющие униатский запад от русского православия. Русофобия достигла невиданных ранее масштабов. В странах Запада начались репрессии против русскомыслящих людей, независимо от их национальности. В Российской Федерации ведётся целенаправленное перекодирование цивилизационной ориентации граждан.
Россия вновь оказалась под ударом сил, рвущихся к мировому господству. Для того, чтобы выдержать этот мощный натиск русофобии российской власти и обществу следует значительно укрепить свой русский цивилизационно-мировоззренческий потенциал, нужно глубоко осознать уроки истории и сделать правильные выводы. Русские князья, цари и советские генсеки перед смертельной схваткой всегда обращались к мудрости наших великих предков и, прежде всего, к деяниям князя Александра Невского. Это закономерно, потому что образ Александра Невского, названного русской церковью сразу после кончины «Солнцем земли русской», действительно стал символом земного и небесного заступника Руси. Этот символ стал одной из важнейших опор национального самосознания России, обеспечивающих единство власти и народа на крутых переломах истории. К нему обращались Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, царь Иван Грозный перед присоединением Казанского и Астраханского ханств, Иосиф Сталин, когда фашисты в 1941 году стояли под Москвой.
Символично, что единственной наградой, существовавшей последовательно в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации, стал орден Александра Невского. В 1725 году он был утверждён императрицей Екатериной I. В 1942 году в честь князя был утверждён боевой советский орден. В 2010 году в Российской Федерации орден был возрождён как общегражданский. Этот факт говорит о том, что есть такие заслуги перед своим народом и Родиной, которые одинаково высоко оцениваются при любом общественном строе. У святого благоверного князя Александра Невского – именно такие грандиозные заслуги перед Отечеством. Он спас Русь в схожих с современными условиях.
В XIII веке Русь уже подвергалась глобальной цивилизационной агрессии. С запада её пытались покорить немцы, шведы, поляки и литовцы, а с востока – татаро-монгольские полчища. Тогда появились две альтернативных цивилизационных идеи развития Руси: русско-европейская идея князя Даниила Галицкого и русско-евразийская идея князя Александра Невского.
Главное отличие этих двух влиятельных русских князей состояло в том, что Даниил Галицкий был воспитан в западном духе, т.к. рос в семье венгерского короля Андроша II. А Александр Невский был воспитан в русском духе. Он чтил основы ведической культуры и православия, знал историю и труды первого русского митрополита Иллариона Киевского, следовал поучениям своего прадеда Владимира Мономаха. Поэтому Александр обладал державным умом и ставил во главу общерусские, общенародные, а не удельные или личные цели. Даниил же по-западному радел прежде всего о своём уделе и своём величии.
Оба князя были смелыми полководцами и искусными дипломатами. Но Даниил стремился лавировать между Западом и монголами, а Александр Невский умел по-русски ладить с ними. А в этом большая разница. Лавировать – значит хитрить, ловчить, изворачиваться, кидаться от одного к другому. Что и делал Даниил Галицкий. А ладить – это значит на равных находить общий язык, взаимопонимание и взаимоуважение, не унижая ни чужого достоинства, ни своего собственного.
В результате, западномыслящий Даниил Галицкий – глава юго-западной Руси, по призыву Папы Римского пошел на союз с Западом ради борьбы татаро-монголами. Он получил от Папы титул короля Галиции и Руси. За это Даниил широко раскрыл ворота для католицизма. Исторический итог русско-европейского выбора Даниила Галицкого поучителен для потомков. Его мощное Галицко-Волынское княжество потеряло самостоятельность и было в итоге поделено между Польшей, Венгрией и Австрией.
Русскомыслящий Александр Невский – лидер северо-восточной Руси, наоборот, заключил союз с Золотой Ордой против западных агрессоров. Князь Александр Невский проявил себя как мудрый государственный деятель, искусный дипломат и непобедимый полководец. Он последовательно разбил войска шведов, немцев и литовцев, вторгавшихся на Русь, и защитил русский народ и русскую землю от захватчиков. Князь, как дипломат и мудрый государственный деятель, твёрдо сказал послам Папы Римского: «Учения вашего мы не примем». Его призыв: «Нас мало, а враг силён, но не в силе Бог, а в Правде» и сейчас вдохновляет потомков. Борясь с врагами на западе, он искусно не допускал боевых столкновений с татаро-монголами и никогда не участвовал в междоусобных схватках с русскими князьями, т.е. берёг боеспособных мужчин и мирное население.
В отличие от Даниила Галицкого Александр смолоду осознал главное - чтобы устоять перед захватчиками и победить, нужно обязательно сохранить свойственное народу мировоззрение и общественное устройство, характерное для его жизненного пространства и климата, укреплять силу духа и веру народа в счастливое будущее. Поэтому именно он стал основоположником русско-евразийской цивилизационной идеи. Выбрав вектор будущего движения и развития России на восток, Александр Ярославович Невский заложил цивилизационные основы будущей великой русской державы. В этом состоит его главная заслуга перед Родиной.
Суть русско-евразийской цивилизационной идеи Александра Невского обычно представляют как «Меч – Западу и Мир – Востоку», т.е. политикой борьбы с агрессией Запада и смирением с экспансией Востока. Это верно лишь на первый взгляд. Но при более глубоком осмыслении понимаешь, что на самом деле цивилизационная идея Невского была – «Мир Западу и Мир Востоку». Говоря по-современному, это была политика мирного сосуществования самобытной русско-евразийской цивилизации с Западом и Востоком.
Мы и сегодня поражаемся политической дальнозоркости, стремительности мысли и быстроте действий Александра Невского. Нет, князь Александр не смирился с Востоком, как раб. Он умел ладить с людьми любой национальности и вести себя на равных. Ведь это не он напросился на первую встречу с ханом Батыем, а Батый пригласил его, как победителя над шведами и немцами, и отметил его выдающиеся способности. А сын Батыя хан Сартак побратался с Александром Невским на равных, а затем принял православие. Действительно, князь Александр обладал уникальным даром: побеждать в бою и убеждать в споре. Поэтому зависимость Руси от монголов ограничилась только десятиной дани в пользу Орды. Александру удалось отстоять «и право войны, и право мира, и право заключения союзов, и вершение суда, и неучастие русских войск Невского в походах хана».
Как только Александр Невский увидел в 1257 году первые попытки исламизации Орды, он активизировал переговоры с западными соседями. Они видели, что все его войны на западе были оборонительными. Побеждая захватчиков, он затем не преступал чужих границ. Но за свою землю стоял насмерть. За период с 1258 по 1262 годы князь Александр заключил договора о мире с Норвегией, с Ганзейским союзом, с литовским князем Миндогвом, с Ливонским Орденом и Ригой. Одновременно князь усилил русские позиции в Орде. В 1261 году была открыта православная епархия русской церкви в столице Золотой Орды – Сарае. У неё была дипломатическая миссия – усиливать влияние русских князей при дворе ханов. Следует отметить, что в открытии католической епархии Риму было отказано.
Если смотреть буквально, то можно сказать, что в письменно-сформулированном виде цивилизационной идеи Александра Невского не существовало. А вот в русском духовном единстве мысли, слова и дела эта русско-евразийская идея проявлялась в поступках князя, что отражено в церковных летописях, исторических хрониках и народных легендах. В этом смысле совокупно суть русско-евразийской цивилизационной идеи князя Александра Невского можно изложить в виде семи его заветов потомкам.
1. Уметь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства, храня верность русскому миропониманию и обычаям.
2. Не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, а при необходимости принуждать их к миру.
3. Сберегать Святую Русь: народ, территорию и богатства души. Свято хранить связь времён и поколений.
4. Крепить духовную мощь державы. Не в силе Бог, а в Правде – в праведной вере в особую духовную мощь русского народа.
5. Не преклоняться перед Западом. Не принимать его веры, его учения об искусстве наживать деньги, его безумного и безмерного стремления к потреблению.
6. Жить по Правде: в единстве слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке.
7. Давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества. Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская земля.
Время и практика, как критерии истины, всё больше подтверждают, что в 1991 году в пылу борьбы с коммунизмом команда демократов Ельцина сделала неправильный цивилизационно-мировоззренческий выбор. Ельцин повёл Российскую Федерацию по «русско-европейскому» пути Даниила Галицкого, нарушив все заветы князя Александра Невского и отвергнув его «русско-евразийскую» цивилизационную идею.
В результате, история повторилась, так же как Галицко-Волынское княжество Российская Федерация попала под внешнее управление Запада и в полной мере испытала деградацию экономики и духовное угнетение народа. К 2011 году Россия вышла на первое место в мире по абсолютной убыли населения и количеству сумасшедших. За 30 лет численность русских в России сократилась на 20 миллионов человек. Известный философ Зиновьев А.А. правильно сказал «целились в коммунизм, а попали в Россию».
Беда России и всего Русского мира состоит в том, что Российская Федерация, по цивилизационной классификации бывшего президента Американской ассоциации политических наук Сэмюэля Филлипса Хантингтона (1927-2008), оказалась «разорванной страной», т.е. такой, где народ относит себя к русско-евразийской цивилизации, а его правители стремятся к западной цивилизации и копируют чуждую модель развития. Хантингтон отметил, что «в истории ещё не было случая, чтобы такой подход привёл к успешному развитию государства».
Вот почему Российская Федерация не в состоянии в полной мере выполнить роль стержневой страны Русского мира и защитить его цивилизационные границы. Поэтому до сих пор Россия не признала независимость Донецкой и Луганской народных республик. Из-за этого «буксует» развитие Союзного государства России и Беларуси. Ведь Белоруссия развивается по законам русской цивилизации, а Российская Федерация по законам западной цивилизации, а они несовместимы. Мировоззренчески сейчас Белоруссия осталась последним оплотом русской цивилизации. Поэтому она испытала в 2020 году агрессию коллективного Запада, но к счастью устояла.
Для успешного развития Российской Федерации необходимо, чтобы у власти и народа было единое мировоззрение – мировоззрение русской цивилизации. Александр Невский понимал это и принимал как руководство к действию. Он был русскомыслящим правителем. Нынешняя российская власть не следует этим заветам, а насаждает чуждое народам России западномыслие в науке, искусстве, в производстве и быту.
Спасти Российскую Федерацию от гибели может только восстановление в ней и во власти русскости в полном объёме. Вот почему лидер Народно-патриотических сил России Зюганов Г.А. в своём Манифесте «Русский стержень державы» правильно отмечает, что сейчас с учётом вызовов времени «важнейшим элементом национальной политики должна стать программа спасения самобытной русской цивилизации и возрождения русских, как станового хребта Отечества».
Следует с сожалением отметить, что власть за 30 лет так и не смогла сформулировать национальную идею России. Это закономерно¸ потому что мировоззренчески власть для русских чужая – западномыслящая. Во-вторых, власть 30 лет не признавала государствообразующую роль русского народа, принижая его державную ответственность за страну. Только благодаря настойчивости КПРФ, в 2020 году такая поправка в Конституцию РФ была, наконец-то, внесена.
Разработка национальной идеи России потерпела крах и потому, что в русской истории «государства-нации» не сложилось. Российская Федерация сейчас – это «государство-цивилизация», т.е. многонациональная страна, 20 процентов населения которой составляют представители 193 национальностей. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, образована 21 национальная республика. Таким образом, целесообразно перейти от разработки национальной идеи России к разработке цивилизационной идеи России. И узаконить имя нашей цивилизации, как русско-евразийской.
Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» считает, что Россия не должна довольствоваться ролью «охвостья» западной цивилизации. У России есть свой путь к достойному будущему, свой цивилизационный проект и своя историческая миссия. В условиях глобализации занять достойное место в мире может только сообщество с населением не менее 300 миллионов человек. Поэтому создание Евразийского союза является объективной необходимостью. Но, чтобы ускорить евразийскую интеграцию и восстановить добровольный союз братских народов на евразийском пространстве, российской власти надо наряду с экономическими скрепами выявлять общие черты ментальной самобытности и исторические события, объединяющие наши народы в одну семью. ДНК-генеалогия подтверждает, что киргизы, казахи, таджики, узбеки являются нашими генетическими родственниками с «арийской биографией».
Вывод: для того, чтобы спасти Русский мир, Российская Федерация должна выполнить заветы Александра Невского и воплотить в жизнь его русско-евразийскую цивилизационную идею.
Владимир НИКИТИН, председатель Координационного Совета ВСД «Русский Лад»
(Доклад на «круглом столе» в Госдуме РФ 5 апреля 2021 года)
https://rus-lad.ru/news/v-s-nikitin-tsivilizatsionno-mirovozzrencheskiy-vybor-aleksandra-nevskogo-put-k-spaseniyu-rossii-v-x/