Русский Лад (forum_ruslad) wrote,
Русский Лад
forum_ruslad

Categories:

В.С.Никитин. Тургенев и русский Лад

В 2018 году 9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения нашего великого соотечественника, всемирно известного писателя-реалиста, мыслителя и общественного деятеля, патриота и настоящего посла русской культуры в Европе Тургенева Ивана Сергеевича (1818-1883).



Для Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» личность И.С.Тургенева представляет особый интерес. Ведь он в XIX веке искал и находил пути решения тех проблем, которые стремится решить наше движение в XXI веке. Как Тургенев, так и мы пытаемся понять суть исконно русского мировоззрения – Лада и истоки непрекращающейся русофобии, стремимся восстановить разорванную связь времен и поколений, воссоздать единство материального и духовного, вернуть величие русскому языку и русскому народу, освободить его от рабства и социального неравенства, направить его энергию на созидание достойной жизни и справедливого миропорядка – Мирового Лада.

Как известно, история развивается по спирали и многое, что было характерно для вызовов второй половины XIX века, повторяется в XXI веке, но на более высоком уровне.

Что наиболее сближает эти времена?

Во-первых, вопиющее унижение русского народа и его родного языка, мировоззренческий раскол общества и социальное неравенство. В XIX веке было крепостное право, народ жил в нищете, элита оторвалась от родных корней и плохо владела русским языком, считая его языком «быдла». В XXI веке народ загнан в долговое финансовое и электронное рабство. Насаждается западная модель развития, искореняется русский дух и его носители в науке, образовании и культуре.

Во-вторых, разгул агрессивной русофобии Запада. В XIX веке – Крымская война Европы против России. В XXI веке Крымская война объединенного Запада против Русского мира.

В-третьих, участие России в освободительных войнах. В XIX веке – освобождение Болгарии от турецкого ига. В XXI веке – освобождение Сирии от ИГИЛ.

В-четвертых, попытка Запада стравить славян. В XIX веке – восстание в Польше. В XXI веке - натравливание Украины на Россию.

В-пятых, крушение надежд на революцию «сверху» для улучшения жизни народа. В XIX веке – освобождение крестьян от крепостного права без земли лишь ухудшило положение народа. В XXI веке – «русская весна 2014 года», воссоединение Крыма с Россией и третий приход Путина в президентство не привели к ожидаемому освобождению России от «западничества» и ликвидации социального неравенства. Проблемы решаются за счет народа, он беднеет, а богатые – богатеют.

Для нас сегодня Тургенев И.С. и его творчество – это своеобразный мост, связующий эти времена. Это Мост Осмысления, позволяющий лучше понять: что, кто и как должны сегодня делать для спасения России от агрессии Запада, для созидания достойной жизни народов России и справедливого миропорядка.

Почему именно Тургенев?

Тургенев И.С. не случайно оказался недооцененным в современной России. Его огромный вклад в развитие русской и европейской литературы, в борьбу с русофобией, в формирование смысла революционного движения и его патриотизм стараются принизить, если не предать забвению. Это делается властью из-за боязни, что масштаб и содержание личности Тургенева, его мировоззренческое кредо и методология реализма, его практические действия по превращению литературы в мощную влиятельную силу, сплачивающую людей разных сословий и национальностей для борьбы за лучшее будущее, будут востребованы нынешним поколением, осмыслены и применены для решения сегодняшних проблем.

Поэтому сейчас все повторяется, как тогда осенью 1883 года, когда прах Тургенева привезли из Парижа в Россию. Власть тоже стремилась принизить заслуги писателя–гражданина и сократить его влияние в обществе. Офицерам и воспитанникам военных училищ было запрещено участвовать в похоронах. Заседание Общества российской словесности, посвященное памяти Тургенева, где должен был выступить Лев Толстой, было отменено. Запрещено было вывешивать траурные флаги и произносить надгробные речи кроме заявленных. Вокруг кладбищенской ограды были расположены казачьи сотни. Провластные журналисты и пропагандисты убеждали граждан, что Тургенев был художник-поэт, пропагандист отвлеченных от жизни красоты и правды и ничего более. Либералы писали, что он не верил в революцию и не служил революции.

Сейчас в XXI веке центр торжеств тоже перенесен подальше от Москвы – в Орловскую область. В Москве даже не запланировано юбилейное торжество с концертом в одном из лучших залов столицы.

Тургенев как духовный лидер великороссов

В XIX веке русская и европейская общественность, в противовес властям, сумела воздать должное И.С.Тургеневу. Нам очень поучительно узнать, как оценивали тогда масштаб и содержание его личности. Осенью 1883 года похороны подтвердили, что И.С.Тургенев был личностью талантливой, многогранной, влиятельной и объединяющей прогрессивные общественные силы не только в России. Он был назван духовным отцом освободительного движения. Послушайте, как высока оценка собратьев Тургенева по литературному цеху, высказанная Салтыковым-Щедриным. Он утверждал: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общественных идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает».

Задумайтесь, если Тургенев - продолжатель идей Пушкина, тогда почему в XXI веке наша власть готова вместе с патриотами говорить: «Пушкин – наше всё», а про Тургенева почти не вспоминает. Выскажу свое мнение. Во-первых, потому что Тургенев пошел дальше Пушкина, соединившего воедино язык и народ. Тургенев первым в стихотворении в прозе «Русский язык» на вечные времена соединил воедино не просто язык и народ, а «величие русского языка и величие русского народа», а также их нелегкую судьбу на родной земле. Власти не выгодно показывать этот вывод Тургенева. Ведь сейчас русский народ лишен величия, его даже лишили собственного имени – великороссы. За ним нет закрепленной в Конституции России земли. А русский язык ни в одном документе не закреплен, как родной язык русского народа. Хотя он используется в качестве государственного языка для межнационального общения. Власть подтверждает свое отрицание величия русского языка упорным саботажем достойного проведения государственного праздника «День русского языка», который существует с 2011 года. Не получая должной поддержки от власти, русский язык с каждым годом теряет свои позиции в мире и в России. И наконец, в Российской Федерации нет ни одного статусного органа, официально представляющего интересы русского народа во власти и в обществе. Официального представителя русского народа нет и в Совете по межнациональным отношениям при Президенте России. Это несправедливо и вывод Тургенева очень актуален для современной России.

Во-вторых, Салтыков-Щедрин через 135 лет подсказывает нам, где еще искать ответ: «Тайна глубокой симпатии и сердечных привязанностей к Тургеневу всех мыслящих русских людей в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений». Действительно, если перечитать романы и повести Тургенева: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Степной король Лир», «Дым», «Новь» и повести «Муму», «Первая любовь», «Ася», то мы во многих угнетателях народа, в чиновниках, насаждающих западную модель и искореняющих русский дух, в провокаторах, ослабляющих революционные организации, в обслуживающих власть интеллигентах – узнаем сегодняшние лица и получим нелицеприятные для них характеристики. Эта публика и сегодня боится Тургенева и пытается не допустить граждан России к изучению его произведений. А ведь читаются они и сейчас на одном дыхании – так современны и близки русской душе, русским по духу людям, независимо от национальности. «Глубокие поучения» Тургенева помогут патриотам более эффективно бороться против угнетения русского и других народов России.

Тогда в XIX веке было подчеркнуто, что Тургенев был не только писателем, но и общественным деятелем. И не просто общественным деятелем, а мыслителем и признанным лидером, способным объединить вокруг своих идей сторонников различных партий и движений. В день похорон тайно распространялась напечатанная в нелегальной типографии прокламация «И.С.Тургенев», написанная поэтом П.Ф.Якубовичем от имени народовольцев. В ней звучал вопрос: «Кто был Тургенев для нас и нашего дела?». И был содержательный ответ: «Барин по рождению, аристократ по воспитанию и характеру, «постепеновец» по убеждениям – он своим любящим сердцем сочувствовал и даже служил революции. Он был честным правозащитником идеалов целого ряда молодых поколений, певцом их беспримерного, чисто русского идеализма, изобразителем их внутренних мук и душевной борьбы, - то страшных сомнений, то беззаветной готовности на жертву… Он служил русской революции сердечным смыслом своих произведений, тем, что любил революционную молодежь, признавая её святой и самоотверженной». Обратите внимание на очень глубокое по сути определение –«сердечный смысл произведений» Тургенева. Нам для осознания масштаба личности Тургенева важно учесть и понять, что он был не просто признанным мастером слова. В не меньшей мере он был великим мастером смысла, смысла как сплава мысли, слова, воли и сердечного заряда духовной энергии, необходимого для совершения дела. Он был способен искрами своего сердца проникать в души и зажигать сердца людей, укреплять их дух и желание бороться за справедливость. Это редкий дар, истоки которого нам ещё предстоит понять.

Высоко оценили роль Тургенева, как общественного деятеля, и социалисты –революционеры. В их журнале «Вестник Народной Воли» был опубликован некролог, в котором говорилось: «Покойный никогда не был ни социалистом, ни революционером, но русские социалисты-революционеры не забудут, что горячая любовь к свободе, ненависть к произволу самодержавия и мертвящему элементу официального православия, гуманность и глубокое понимание красоты развитой человеческой личности постоянно одушевляли этот талант и еще более усиливали его значение, как величайшего художника и честного гражданина. Во время всеобщего рабства Иван Сергеевич сумел заметить и раскрыть тип протестующего разночинства, развивал и вырабатывал русскую личность и занял почетное место среди духовных отцов освободительного движения».

Здесь отмечена «ненависть к мертвящему элементу официального православия». Действительно, И.С. Тургенев был атеистом, он признавал свободу совести и уважал народное православие, но отрицательно относился к официальной церкви, которая обслуживала власть и крепостничество. По его мнению, она воспитывала в человеке пассивность и покорность судьбе, усыпляла критическую мысль и уводила в мир иллюзорных мечтаний и неосуществимых надежд. Тургенев не переставал возмущаться жестокостью христианства по отношению к ведическому периоду развития Руси, что вело к разрыву связи времен и поколений. Это нашло свое выражение в романе «Дворянское гнездо», в стихотворениях в прозе «Деревня» и «Нимфы». Эта тема актуальна и сегодня.

В вопросе служения Тургенева революции точку поставил П.Л.Лавров, один из вождей и теоретиков революционного народнического движения, автор стихотворения «Отречемся от старого мира», которое стало революционным гимном. Во французской социалистической газете через четыре дня после смерти писателя он в письме, посвященном памяти усопшего, сообщил, что Тургенев по собственной инициативе финансировал русский революционный журнал «Вперед», т.е. поддерживал революцию делами. Думаю, что здесь уместно добавить, что Тургенев уже в 16 лет с оружием в руках встал на защиту крепостной девушки, проданной его матерью, и заставил отступить капитана-исправника и двенадцать его помощников. За это против него было возбуждено уголовное дело. В ответ Тургенев поклялся посвятить свою жизнь борьбе с крепостничеством и клятву сдержал. В 1852 году брошенный в тюрьму за написание книги «Записки охотника», противопоставившей Россию крестьянскую – России помещичьей, Тургенев в застенке написал повесть «Муму», которая стала нравственным приговором крепостничеству. Своих крепостных дворянин Тургенев освободил еще в 1850 году - за 11 лет до царской реформы. Слово у него не расходилось с делом.

Всемирная известность писателя

Прощание с великим писателем показало, что И.С. Тургенев был известен далеко за пределами России. На проводах тела из Парижа в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, но Вы всегда оставались верным России, именно ей Вы служили, но Ваше сердце принадлежало всему человечеству». А философ и историк Эрнест Ренан подчеркнул, что «душа Тургенева не была душой отдельной личности, одаренной природой. Для нас он воплощал в себе целый народ и был его выразителем и избранником. В нем жил целый мир и говорил его устами».

Действительно, Тургенев был личностью международного масштаба. Его книги переводили на многие иностранные языки. Он по праву был признан одним из корифеев европейского реализма. Французские писатели Жорж Санд, Флобер и Мопассан называли Тургенева своим учителем. Мопассан восхищался его способностью говорить на всех языках Европы также свободно, как на своем родном – русском. Тургенев проявил себя во многих жанрах литературы: как прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист и переводчик. Поэтому в 1878 году Тургенев заслуженно вместе с Виктором Гюго руководил Международным литературным конгрессом в Париже.

Сейчас, в период «демонизации» России на международном уровне важно отметить, что Тургенев был настоящим народным послом русской культуры в Европе и умело вел борьбу против русофобии, против «демонизации» русского народа, показав его духовное величие. Благодаря Тургеневу, появились переводы на французский, немецкий и английский языки произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Писемского и других. Подводя итог этой деятельности, Тургенев сказал: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отечество к восприятию европейской публики». Он по-своему строил мост дружбы между Россией и Европой, но при этом твердо заявлял, что его берег – Россия.

Таким образом, в XIX веке русская и европейская общественность не позволили власти принизить роль и значение Тургенева И.С., как писателя, мыслителя,общественного деятеля, реалиста и патриота, настоящего посла русской культуры в Европе и борца с русофобией. В XXI веке настал наш черед бороться против недооцененности его заслуг. Вот почему движение «Русский Лад» выступило с Обращением к соотечественникам «Достойно отметим 200-летие со дня рождения всемирно известного русского писателя И.С.Тургенева.»

http://forum-ruslad.ru/index.php/9-uncategorised/2791-v-s-nikitin-turgenev-i-russkij-lad

Окончание следует.
Tags: Никитин, Русский Лад, Тургенев, история, культура, литература, мировоззрение, память, юбилей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments