Кстати, мне, как и уважаемому ветерану журналистики из волжского города-миллионника, и лекарство назначили такое же — левофлоксацин. Препарат этот для меня необходим дозой в 500 мг, принимать его следует 3 раза в день. В аптеке нашёл его с уменьшенной дозой — 250 мг. То бишь, вместо одной таблетки разово нужно выпивать две. Но не эти подробности, конечно, важны. Куда интереснее выглядит стоимость упаковки этого препарата в количестве 10 таблеток: 432 рубля. Учитывая же то, что лечиться предстоит как минимум 12 дней, потратить на него придётся свыше 4 тысяч рублей.
Впрочем, в полученном назначении врача это лекарственное средство не заняло пальму первенства. Самым бьющим по карману оказался препарат немецкого производства ксарелто. За 28 малюсеньких таблеток под этим названием пришлось выложить 3592 рубля. А принимать нужно месяца два. Благо, как человек работающий на государственном предприятии, стабильно платящем заработную плату, с трудом, но могу себе позволить. А что делать тем, кто живёт, хотя, если называть вещи своими именами, не живёт, а выживает, на минимальную зарплату или мизерную пенсию? Смогут ли они оплачивать приобретение таких лекарств?
А в состоянии ли они оплатить компьютерную томографию (КТ) лёгких, стоящую в моём провинциальном Симферополе 3000 рублей, без которой в разгул пандемии просто не обойтись? Да и смогут ли те, кто по результатам прохождения КТ будет «награждён» вирусной пневмонией, лечась в домашних условиях, так как в больницу, по крайней мере в условиях Крыма, практически попасть невозможно, оплачивать услуги медсестры, необходимой для установки капельниц внутривенного ввода препарата, если медсестра за разовый приход, а нужно его, допустим, два в день, берёт не менее 1000 рублей? Как быть этим людям?
На вопросы эти, к сожалению, любой честный здравомыслящий россиянин может дать только отрицательные ответы. Но где же тогда наше самое демократичное в мире, с помпой обновившее Конституцию, чем в немалой степени мир и удивившее, и необычайно успешно борющееся с пандемией (о чём нам неустанно твердит официальная пропаганда) государство? Почему оно не обеспечило наличие в тех же районных поликлиниках оборудования, проводящего КТ и УЗИ-исследования, тем самым обеспечив населению предоставление соответствующих медицинских услуг? Не для того ли, чтобы не забирать стабильные доходы у частных клиник, эти услуги предоставляющих?
Сегодня на полуострове стабильно высокий показатель заболеваемости ОРВИ, гриппом, вирусной пневмонией, COVID-19. В поликлиниках не успевают принимать всех тех, кто нуждается в неотложной помощи, кому необходимо оформлять больничные. Не делись никуда и больные с хроническими заболеваниями. Катастрофически не хватает мест в больницах и для заболевших злополучным короновирусом.
Люди растеряны, похвастаться большинству из них нечем. Более того, с сентября крайне обострилась проблема водоснабжения. Во многих населённых пунктах, в том числе в Симферополе и Симферопольском, Бахчисарайском районах, её подают по графикам, да и то по 3—4 часа утром и вечером. Так, в моём микрорайоне воду дают с 5 до 9 утра и в такие же часы в вечернее время суток. При этом воду получаем отвратительного качества, часто из кранов она течёт жёлтой, остаётся после наполнения ею ёмкостей обязательный осадок. Основная причина сложившегося положения проста и сомнений не вызывает: засушливое лето не позволило наполнить водохранилища. Но на самом деле всё гораздо сложнее.
Ещё в 2014 году для всех трезво воспринимающих действительность было очевидно, что Крым ожидают большие проблемы с водой, ведь Украина тогда перекрыла Северо-Крымский канал. Однако при том, что научное сообщество било тревогу по сему поводу с тех самых первых дней нахождения в реалиях российского Крыма, худо-бедно до декабря прошлого года особых опасений по поводу дефицита воды ни властью, ни СМИ не высказывалось.
Специалисты предрекали такой ход событий неоднократно и, что принципиально важно, предлагали и варианты решения с учётом имеющихся в республике возможностей. Вот только беда вся в том, что к ним в очередной раз те, кто уполномочен решать вопросы, связанные с организацией бесперебойного водоснабжения, не прислушались.
В связи с этим возникает вполне обоснованное сомнение: а понимают ли в полной мере суть проблематики по данному вопросу в Государственном комитете по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, в министерстве ЖКХ и в правительстве Крыма? Последние события уверенности в этом не прибавляют. До сих пор не осуществлён комплекс мероприятий по дополнительному исследованию имеющихся возможностей. Должным образом не исследованы и подземные воды республики. Следует искать подземные реки, отбор из которых ограничивать объёмом, не способным повлиять на геохимический и гидрогеологический характер этих рек.
***
Как ни крути, а республиканским властям, привыкшим к постоянной финансовой помощи из Москвы, следует внимательней прислушаться к науке, к тем профессионалам, которые, к счастью, ещё остались в Крыму и продолжают трудиться. Ведь без грамотных расчётов не обойтись.
Не могу не привести в связи с этим параллель с не таким уж и далёким советским прошлым. Причём сошлюсь на слова авторитетного учёного, доктора геологических наук, профессора кафедры землеведения и геоморфологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского А. Пасынкова, высказанные им в интервью «Российской газете» в конце января текущего года. «В СССР вопросами водообеспечения, — говорит профессор, — занимались очень серьёзно. Например, до 1986 года при объединении «Крымгеология» существовало множество гидрогеологических специализированных отрядов: отряд режима и охраны подземных вод, отряд баланса и оценки запасов подземных вод, отряд оценки качества подземных вод, отряд разведки подземных вод и другие. Также подразделения «Крымгеологии» делились на партии: партия степного Крыма, партия предгорного и горного Крыма, партия Керченского полуострова, гидрологическая партия и другие. Руководил ими главный гидрогеолог. Под его началом опытнейшие гидрогеологи разведывали месторождения воды, качественно и количественно оценивали их запасы, рисовали карты подземных вод, наконец, самое главное, следили за состоянием питьевых водоносных горизонтов. Для этого были пробурены режимные наблюдательные скважины, с помощью которых определяли уровень подземных вод — фиксировали его повышение или понижение.
Ситуация отслеживалась по всему Крыму, включая Севастополь. А поскольку сотрудники специализированных гидрологических отрядов не могли охватить всю сеть, их помощниками, операторами работали местные жители, которые проводили мониторинг подземных вод. Кроме определения уровня, они обязательно анализировали пробы на наличие примесей — пестицидов и нефтепродуктов, благодаря чему проводилась постоянная оценка количественного и качественного состояния подземных вод.
С началом перестройки эта схема приказала долго жить, и начался нерегулируемый отбор подземных вод. Например, в районе Сакского водозабора из-за интенсивного отбора начался «подсос» морской воды, и сегодня эти источники нельзя использовать даже для технических нужд, потому что почва засолится при её применении».
Как видите, хорошо зарекомендовавшую себя систему контроля и наблюдения за состоянием подземных вод практически уничтожили. К тому же началась и массовая выдача лицензий на отбор проб воды из подземных горизонтов. Выдано их в Крыму, по словам профессора, свыше 170. А это значит, что частник, пробуривший скважину, распоряжается водой по собственному усмотрению и далеко не всегда вода идёт для питьевого снабжения. Народное достояние распродаётся, кто-то на этом неплохо наживается. А страдает, как всегда, простой житель, лишённый возможности на эти негативные явления как-либо повлиять.
Вот так и живём мы на благодатной крымской земле, страдающей от недостатка самого ключевого жизненного ресурса. Но крымчанам к таким ситуациям не привыкать… Да и есть в нашем арсенале другие дивные примеры того, как «единороссовская» власть «защищает» интересы республики. Скажу и о них.
***
14 октября Государственным Советом Республики Крым путём опроса депутатов (так как они работают в удалённом режиме) принято решение о приватизации 100% акций всемирно известного АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра». Новость эта была вполне ожидаемой, говорили о неминуемой продаже уникального производственного объединения в Крыму давно, с тех пор, как его в 2019 году передали в собственность Республики Крым. Предлог для включения этого уникального объекта в «Прогнозный план приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым», естественно, благовидный: власть отдаёт крупнейшее винодельческое объединение, состоящее из 9 заводов первичного и вторичного виноделия и расположенное на 11 тыс. га земли, «эффективному» (других-то и быть не может!) собственнику, начинается якобы новое развитие производства и социальной сферы, растут объёмы производства и обязательные платежи государству; средства, полученные за продажу, что не говори, а действительно национального достояния, идут на республиканские нужды…
Ну разве не прекрасная картина? Или, может, она не впечатляет? Ведь активы объединения независимыми экспертами оценены аж без малого в 3,6 млрд руб. Правда, как оценивалось такое предприятие, не сообщается, за исключением того, что оценка производилась по рыночной стоимости. И то, что она в разы занижена, уже ни у кого не вызывает сомнений.
Проект постановления о приватизации в 2020 году объектов государственной собственности, среди которых и «Массандра», в крымский парламент внёс глава республики. Послушное депутатское большинство (всего в Госсовете Республики Крым 75 депутатов), состоящее из «Единой России», 60 голосами поддержало данное решение. Фракция коммунистов (5 депутатов) в полном составе проголосовала против. Были и другие депутаты, голосовавшие против.
Дальнейшие перспективы «Массандры» не вселяют оптимизма. Складывается впечатление, что такую участь легендарному винодельческому предприятию, имеющему более чем столетнюю и славную историю, солидную производственную базу и разноплановое имущество, земли и уникальную коллекцию вин, готовили целенаправленно. Все шаги были поэтапными, выверенными. Вначале оценили балансовую стоимость в 627,4 млн руб., затем весь этот цельный имущественный комплекс преобразовали из республиканского государственного унитарного предприятия в акционерное общество. Сейчас выставляют на приватизацию. Всё предельно прозрачно, комар носа не подточит. Но отвечают ли эти решения и действия подлинно народным интересам? Ответ, по всей видимости, очевиден. Мнение крымчан, ялтинцев, сотен потомственных виноделов, отдавших «Массандре» десятки лет жизни и труда, в расчёт, конечно, не берутся.
Что же, возможно, кому-то понадобилась южнобережная земля. Она-то всегда в цене и вряд ли будет дешеветь. Тем более печальных прецедентов уже предостаточно. Виноделы и местное население помнят, как клан Януковича, когда последний был президентом Украины, забрал под строительство собственной шикарной резиденции земли в посёлке Отрадное под Ялтой, где находился винзавод Национального института винограда и вина «Магарач».
Опять же, кто понёс за те действия наказание? Те события уже в прошлом, в уже российском Крыму есть все возможности «решать вопросы» в пользу тех или иных влиятельных и заинтересованных лиц. У них есть финансовые возможности, связи… У нас же, крымчан, похоже, скоро останутся лишь светлые воспоминания.
Скажите, ну кто сегодня даст гарантию, что производственное объединение, став частным, не перепрофилируется и не сократит объёмы производства выпускаемой продукции? А будут ли эти вина, если вообще будут, по карману большинству покупателей? Или станем потчевать местное население и гостей полуострова сомнительного качества напитками, лишь внешне напоминающими вино? Кстати, в частные руки уйдёт и коллекция вин, огромная, уникальная, насчитывающая тысячи единиц, спасённая в годы Великой Отечественной войны и пережившая многие социальные и общественно-политические катаклизмы.
***
На этом фоне для крымского сообщества осталась как-то практически не замеченной новость о том, что бывший начальник главка МЧС в Одесской области, сын бывшего первого секретаря Одесского обкома КПУ и члена ЦК КПСС, губернатора области и мэра Одессы, воспылавшего верностью к антинародному киевскому режиму Руслана Боделана Владимир Боделан назначен заместителем главы администрации Симферопольского района. При этом он успел поработать в Крыму и в системе МЧС, и даже помощником главы республики. Но пикантность ситуации в том, что чиновник этот возглавлял одесский главк МЧС, когда 2 мая 2014 года произошла трагедия в городском Доме профсоюзов. Вот так-то. Что не говори, «сильное» кадровое приобретение.
Есть на сей счёт и другие примеры. Нужны крымчанам такие одиозные фигуры, ещё недавно говорившие об «оккупации» Крыма Россией? У республиканской власти своё мнение, а то, что оно не совпадает с народным, её никак не волнует.
Руслан СЕМЯШКИН, г. Симферополь
https://rus-lad.ru/news/krymskie-problemy-kovid-massandra-strannye-naznacheniya/