Саргатка — это довольно крупный рабочий посёлок в Омской области. В июне усилиями местной администрации там вырубили сквер из хвойных деревьев, который посадили ветераны войны ещё к 30-летию Победы, в 1975 году. Насаждения представляли собой геоглиф в форме римской цифры XXX. Ветераны специально выбирали породы деревьев, которые могут простоять столетия, но чиновники нового века решили, что тротуарная плитка на этом месте смотрится куда эстетичнее. Несколько поколений местных жителей выросли, глядя на этот сосновый бор, в посёлке его называли парком Победы, там традиционно проходили праздничные мероприятия, посвящённые 9 Мая.
В этом году район получил 10 миллионов рублей на строительство нового мемориального комплекса в честь юбилея Победы, который входит в программу по благоустройству посёлка. Дело хорошее, идея многим понравилась, но вот беда — согласно проекту, площадь сквера нужно было расширить. Почему-то другое, более широкое место для мемориала искать не стали, просто определили ели старого парка под снос. Кстати, поддержали это предложение и депутаты районного Совета (как и везде, большинство народных избранников там — это «единороссы»).
Справедливости ради стоит сказать, что администрация оповестила жителей о своих планах в местной газете, но то ли её люди не читают, то ли читают исключительно те, кому всё равно. Ясно одно: возмущения планы администрации ни у кого не вызвали. Поняли, что происходит, только когда услышали рёв спецтехники, который раздавался на весь посёлок.
Мы опросили прохожих на улице: как они относятся к происшедшему? Мнения разделились. Были и такие, кто ничего плохого не видит. Тех, кто не согласен, оказалось больше. Люди недоумевают: почему надо было обязательно уничтожать? Разве мало земли вокруг, чтобы делать что-то новое? Чиновники отвечают: мол, ели и сосны стали сухими и даже опасными. С грустью и болью саргатчане наблюдали, как лежат вповалку в бывшем сквере молодые деревья. Рубщики не пожалели даже голубые ели.
«Вырубать полувековые деревья неразумно и глупо. Мы всё больше становимся бездумными потребителями» (Александр Безбородов, предприниматель).
«Неправильно получилось, потому что это не только память о тех, кто погиб в страшной войне, защищая нашу Родину, но и о тех, кто вернулся. Ведь это были ветераны наши, саргатские, они посадили деревья в память о своих боевых товарищах. Такая работа была проделана! Обратились, наверное, к специалистам, просчитали этот геоглиф как следует. А теперь какой-то чиновник решил, что старый сквер плохой, а новый — хороший, и снёс.
Я, знаете, подумала: хорошо, что те ветераны не дожили до этого дня» (Ирина, продавец).
«Будет новый мемориальный комплекс. Наверное, красивый. Но получается, что он как будто «на костях». После срубленных сосен душа к нему не лежит. Знаете, эта ситуация как с церквями, которые восстанавливают на месте старых. Здание красивое, но без души, не намоленное. Сколько поколений должны к нему привыкнуть, чтобы сквер стал «своим»?» (Павел Николаевич, пенсионер).
«Я видела, как один пожилой мужчина, глядя на эту вырубку, стоял и плакал. Может быть, надо было всем миром встать на защиту деревьев? Но мы все стояли и просто возмущались, ничего не сделали» (Татьяна Орлова, домохозяйка).
Происшествие в Саргатке заставило задуматься о разном. Например, о чиновнике, руководителе района — Владимире Хохлове, пожилом уже человеке, который вырос в СССР, наверняка носил пионерский галстук и комсомольский значок, был знаком с ветеранами Великой Отечественной войны, не раз их поздравлял с 9 Мая. Как же после этого он поставил свою подпись под вырубкой исторического сквера? Другая сторона ситуации — люди, местные жители. На их глазах уничтожают память, а они не знают: хорошо это или плохо?
Юлия БОГДАНОВА
https://rus-lad.ru/news/unichtozhayut-pamyat/